Однофазные электромоторы, как и трехфазные двигатели, при помощи обмоток статора преобразуют электрическую энергию в механическое вращение ротора. Работают они от обычной сети напряжением 220 В. Когда ток проходит через статорные обмотки, возникает электромагнитное поле, сила которого и заставляет вращаться ротор. Вращение обеспечивается подшипниками, внутренние кольца которых напрессованы на вал ротора, а внешние обоймы впрессованы в специальные гнезда на боковых крышках двигателя.
Принцип работы однофазных двигателей
Статор однофазного двигателя имеет две обмотки, которые расположены под углом 90° относительно друг друга. Одна обмотка является главной, обеспечивающей продолжительную работу мотора, другая же выполняет функцию запуска. Двухполюсные однофазные обмотки обычно имеют четыре главные секции, а также две вспомогательные. По механической части ремонт однофазных электродвигателей чаще всего производится из-за неисправности подшипников. Для осуществления ремонта нужен такой инструмент:
- набор торцевых головок;
- ключи рожковые;
- пассатижи;
- отвертка;
- молоток.
При выходе из строя подшипников возникает заметная вибрация мотора, значительно увеличивающая его шум во время работы. Торцевые крышки при этом сильно нагреваются в районе вала. В данном случае подшипники необходимо заменить. Для этого сначала снимаются обе крышки, каждая из которых прикручена к корпусу двигателя тремя болтами. Когда к подшипникам открывается свободный доступ, их демонтаж осуществляется при помощи съемника соответствующего размера либо специальной выколоткой из латуни.
Если вы решили сбивать подшипники выколоткой, то ударять следует по их внутренней обойме. Для равномерного распределения усилия, вал нужно постоянно проворачивать. Здесь необходимо внимательно следить за тем, чтобы не повредилось посадочное место. Когда во время разборки мотора подшипник остался внутри крышки, выбивать его следует круглой болванкой, которая соответствует внутренней обойме.
Здесь тоже нужно заботиться о том, чтобы посадочное место не было испорчено наружной обоймой. Новый подшипник набивается на вал с помощью трубы, которая имеет немного больший диаметр. Труба приставляется к внутренней обойме, и легкими ударами молотка подшипник загоняется на свое место. Во время закручивания крышек нужно следить за тем, чтобы они соединились с корпусом мотора ровно, без каких-либо перекосов.
Восстановление бандажа статорной обмотки
Если двигатель долгое время работает в аварийном режиме, например, в слишком жарком помещении, может полопаться бандаж статорной обмотки. В этом случае обрывки обвязочной ленты будут мешать вращению ротора, и возникнет вероятность дальнейшего разрушения целостности увязки проводов. Здесь нужно разобрать мотор, вынуть ротор и убрать все остатки материи. Дальше делается новый бандаж. Чтобы новая увязка хорошо приклеилась и не болталась при работе двигателя, на нее следует нанести слой изолирующего лака.
Перед началом ремонта электродвигателя, его нужно тщательно протереть от грязи и продуть сжатым воздухом. Дальше для выявления неисправности делается осмотр корпуса, подшипников, статора и ротора. После обнаружения поломки производится необходимый ремонт. Прежде чем включить восстановленный электродвигатель в сеть, следует убедиться в свободном вращении ротора, а также мегомметром проверить сопротивление изоляции на отсутствие короткого замыкания на корпус.