Ремонт крановых электродвигателей

Крановые электродвигатели предназначены для кратковременных режимов работы, во время которых происходят частые пуски и торможения. Это связано с поднятием, перемещением и опусканием различных грузов. Данный режим работы требует от двигателей высокой механической прочности и повышенной стойкости изоляции обмоток. Для улучшения обдува, обеспечивающего повышенную перегрузочную способность, такие электрические машины, как правило, имеют удлиненную форму.

Основные неисправности крановых электродвигателей

На одном конце рабочего вала двигателя находится вентилятор охлаждения, с другой стороны установлена муфта, благодаря которой электромотор соединяется с приводным механизмом. Со временем некоторые элементы выходят из строя, поэтому все электрические машины нуждаются в обслуживании и ремонте высококвалифицированными специалистами. Располагая специальными знаниями и соответствующим инструментом, они улучшают работу оборудования, восстанавливают его прежнюю функциональность. В статорной обмотке двигателя бывают следующие неисправности:

  • отсутствие электрической цепи;
  • межвитковое замыкание;
  • короткое замыкание на корпус;
  • обрыв одной или нескольких обмоток.

Обнаружение неисправностей производится с помощью мегомметра. Если требуется замена статорной обмотки, то сначала разрезаются бандажные веревки. Дальше провода очищаются от копоти и подгоревшей изоляции. Специальным пробойником из пазов статора выбиваются текстолитовые либо деревянные стопорные колышки. После этого удаляются изоляционные прокладки. Склеенные лаком провода вытягиваются к центру статора.

Таким способом все пазы освобождаются от проводов и изоляционных прокладок. После очистки статора в пазы вставляется новая изоляция из специального электротехнического картона. Дальше изолированным медным проводом делается намотка катушечных групп. Это выполняется при помощи намоточного станка, в котором имеется счетчик витков и раздвигаемые колодки, придающие обмоткам нужную форму. Когда необходимые катушечные группы созданы, производится их укладка в изолированные статорные пазы.

Замена статорных обмоток

После этого новые катушки обвязывают матерчатой лентой и фиксируют колодками по всей длине пазов. Дальше в специальной печи статор нагревается до 50 градусов, после чего полностью погружается в лак. После несколько часовой пропитки его высушивают в термической камере при температуре 130° C. Когда статор полностью остынет, обмотки проверяются мегомметром на отсутствие обрывов и целостность изоляции.

Если контактные кольца электродвигателя имеют большие подгоревшие участки, глубокие выбоины и раковины, то их необходимо снять и проточить на токарном станке. Здесь допускается уменьшение толщины до 50%. Небольшие повреждения в виде мелкой шероховатости устраняются наждачной бумагой. Поврежденную изоляцию между контактными кольцами восстанавливают при помощи специальной эмали.

При сильном загрязнении коллектора повышается сопротивление между его контактами и токосъемными щетками. Это сопровождается увеличением электрической дуги. Чтобы устранить чрезмерное искрение щеток, коллектор нужно хорошо почистить. Кроме того, для нормальной работы электродвигателя следует вовремя производить его техническое обслуживание. В первую очередь это касается подшипников. Во время проведения каждого текущего ремонта их необходимо тщательно смазывать.